8d5b5172

Караваев Дмитрий - 'мы Свой, Мы Новый Мир', Или Грезы Кино Об Эпохе Космического Колониализма



Дмитрий КАРАВАЕВ
"Мы свой, мы новый мир..."
или
Грезы кино об эпохе космического колониализма
Фильмом, который столкнул камероновский "Титаник" с пьедестала самых
кассовых картин Америки, стал "Затерянные в космосе" Стивена Хопкинса. При
всех прочих факторах успеха в американском "чарте" высадка семейства
Робинсонов на далекую и необжитую планету Альфа-Прим оказалась единственным
событием, способным затмить интерес нации к театрализованному кораблекрушению
начала уходящего века.
Говорить о том, что кинематограф выдвинул идею колонизации космоса задолго
до запуска первого космического аппарата - это банальность, общее место. Точно
так же, как и вести родословную любой кинофантастики от "Полета на Луну"
Ж.Мельеса. Поэтому не будем про Мельеса, про его опереточный симбиоз Ж.Верна с
Г.Уэллсом (хотя надо же так снять всего 30 планов, чтобы навсегда остаться в
родоначальниках!). Не станем разбирать и подобные по замыслу и исполнению
"Путешествие на Юпитер" (1907), "Марс" (1908) другого француза, Сегундо де
Шомона.
Более поздняя картина "Небесный корабль" (1917) датского режиссера
Ф.Хольгера-Мадсена любопытна уже тем, что аппарат для экспедиции на Марс -
это, по сути, линдберговский биплан "Дух Сент-Луиса" (без крыльев, но с
винтом!). Правда, сама "Красная планета" представляет собой ухоженный цветник,
населенный мирными и гостеприимными существами.
С точки зрения технического обеспечения космической миссии заметный шаг
вперед сделал Ф.Ланг, режиссер знаменитого "Метрополиса". Корабль, который мы
видим в его фильме "Женщина с Луны" (1928), был сконструирован по эскизам
Хермана Оберта и Вилли Лея, ведущих специалистов Германского ракетного
общества. Технической подкованности авторов этого фильма отдал должное Гитлер:
по его распоряжению были уничтожены не только построенные для съемок макеты,
но даже негативная копия фильма. По мысли фюрера, уже сами макеты давали
представление о секретных разработках немецких ракетчиков. Кстати, подобное
могло случиться и в России, например, если бы фильм "Космическое путешествие",
консультантом и автором эскизов которого выступил сам К.Циолковский,
создавался бы не в 1935 г., а лет на десять позже. Несмотря на всю условность
ракетопланов "Иосиф Сталин" и "Клим Ворошилов", на которых герои отправляются
на Луну, "киноведы" из ведомства Л.Берии вполне могли увидеть в них "находку
для шпиона".
Показать на экране правдоподобный космический аппарат было заметно проще,
чем соблюсти минимум достоверности в показе тех планет, на которые
высаживаются колонисты или исследователи с Земли. Создателям "Космического
путешествия" Циолковский подсказал, что на Луне героям понадобятся не только
герметические скафандры, но и утяжеляющие свинцовые "калоши". В фильме Ланга
Луна имеет атмосферу, температурный режим и гравитацию, сходные с земными.
Одетые по моде 20-х годов земляне путешествуют по лунным горам (по-видимому,
съемки велись на каком-то альпийском курорте), где им то и дело попадаются
огромные алмазы и золотые самородки. Кинокомиксы 30-х ("Путешествие Флэша
Гордона на Марс", "Флэш Гордон завоевывает Вселенную") тоже трактуют
инопланетную среду "антинаучно" - в духе ирреального сказочного мира.
Попытки изобразить далекую планету с должным почтением к исследованиям и
гипотезам ученых начинаются на стыке 40-х и 50-х годов. Фильм И.Пайшела "Пункт
назначения - Луна" (1950; экранизация романа Р.Хайнлайна "Ракетный корабль
"Галилео") получает "Оскар" за спецэффекты, благодаря



Назад